Дорожно-строительная техника. Рынок строительной техники Китая. статистика и тенденции. (Часть №1)

Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии, на его долю приходится около 15% мирового выпуска строительных машин. В строительно-дорожном машиностроении КНР после примерно 10-летнего периода консолидации сформировалось несколько крупных производственных объединений (групп) национального масштаба с хорошо известными торговыми марками, включая XCMG, Liugong, Xiagong, Shantui, Zoomlion, Sany и Heli (последняя компания занимается производством вилочных погрузчиков). Местные компании в 2003 г. выпустили строительной техники примерно на 11,9 млрд. USD, что на 26,7% больше, чем в предшествующем году. Оборот этих компаний вырос на 34% (до 12,5 млрд. USD), прибыль - на 59% (до 890 млн. USD). Из указанных 12,5 млрд. USD 11,45 млрд. было получено за счет поставок на внутренний рынок и 1,05 млрд. USD - от экспорта. Пять крупнейших фирм отрасли контролировали в 2003 г. только 12,8% ее общих отгрузок, их совокупные поставки на внутренний рынок исчислялись 1,6 млрд. USD.

По мнению экспертов британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей в строительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысоким уровнем заработной платы доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50%.

В число поставщиков войдут и отечественные компании, и предприятия, находящиеся в собственности ведущих иностранных продуцентов. Ряд китайских фирм (в частности, Foton, Sany и Zoomlion) уже сейчас проявляет заинтересованность в создании зарубежных филиалов.

Внешнеторговый оборот строительных машин КНР в 2004 г. вырос на 25,1% (1157 млн. USD) - до 5768 млн. USD. Импорт строительных машин и комплектующих в 2004 г. превысил 3,9 млрд. USD, из них 2,7 млрд. USD (на 9,1% больше, чем в 2003 г.) пришлось на готовые машины и 1,2 млрд. USD (на 12,1% больше) - на комплектующие и запчасти. Поставки осуществлялись в основном из Японии (43,62%), ФРГ (17,39%), Республики Корея (11,62%), США (6,45%).

Китай исторически является нетто-импортером строительной техники, и хотя экспорт в последние годы увеличивался, темпы его роста были намного ниже, чем импорта. В 2003 г., например, закупки за границей возросли на 74,5%, тогда как экспортные поставки - на 41,4%. В 2004 г. из-за мер правительства по сдерживанию роста экономики импорт строительных машин увеличился всего на 9,9%, и в результате отрицательное сальдо внешней торговли по данной товарной группе сократилось на 477 млн. USD - до 2058 млн. USD. Эксперты считают это временным явлением и предсказывают возврат к высокой конъюнктуре.

Очевидно, такого же мнения придерживаются и крупнейшие мировые фирмы-производители, которые продолжают осуществлять инвестиции в китайское строительно-дорожное машиностроение.

Импортная продукция имеет значительный удельный вес в видимом потреблении строительных машин в КНР, но он постепенно снижается. Если в 2000 г. около 1 тыс. компаний отрасли удовлетворяли 60% спроса на указанное оборудование, то в 2003 г. доля местной продукции возросла уже до 75%. Частично такая тенденция обусловлена увеличением числа предприятий, полностью или частично принадлежащих иностранному капиталу.

Доля каждого из многочисленных чисто китайских предприятий отрасли в общих продажах строительных машин на китайском рынке не превышает 2,5%.

Из крупных иностранных продуцентов строительных машин предприятия КНР полностью или частично принадлежат Hitachi и Komatsu (Япония), Daewoo Heavy Industries и Hyundai Heavy Industries (Республика Корея), Liebherr, Wirtgen и Bomag (ФРГ), Caterpillar, Terex и Ingersoll-Rand (США), Volvo (Швеция).

Создание таких предприятий продиктовано стремлением избежать уплаты импортных пошлин, получить льготы, предо-ставляемые правительством КНР, а также сократить расходы на рабочую силу и сырьевые материалы. В 2003 г. в стране насчитывалось 19 компаний - изготовителей строительных машин с участием иностранного капитала, 13 из которых являлись совместными предприятиями. С тех пор число таких компаний увеличилось.

Daewoo Heavy Industries еще в 1994 г. инвестировала 63 млн. USD в строительство завода в специальной экономической зоне Яньтай. В настоящее время это предприятие с годовым оборотом около 850 млн. USD выпускает ежегодно свыше 15 тыс. экскаваторов.

Китайское предприятие Hyundai Heavy Industries ежегодно производит около 10 тыс. экскаваторов и ковшовых погрузчиков. Caterpillar планирует увеличить свои продажи в КНР с 0,5 млрд. USD в 2004 г. до 2 млрд. к 2010 г. и стать абсолютным лидером на китайском рынке тяжелых строительных машин. Не так давно Caterpillar создала в КНР дочернюю лизинговую компанию и объявила о планах создания инновационного центра в г. Циндао (провинция Шаньдун).

Большинство имеющихся в отрасли фирм с участием ино-странного капитала занимается в основном производством экскаваторов, так как китайские изготовители не владеют современной технологией их изготовления. В 2003 г. лидерами в этом сегменте китайского рынка были южнокорейские компании Daewoo и Hyundai, каждая из которых контролировала свыше 20% общих продаж. За ними шли Komatsu, Hitachi и Caterpillar (16, 13 и 12% соответственно). Из 31,9 тыс. экскаваторов, произведенных в КНР в 2003 г., 29,5 тыс. (93%) носили зарубежную торговую марку.

Совсем недавно открыли производство экскаваторов в КНР через дочерние компании Volvo и Liebherr. Terex также начал производить экскаваторы в Китае через компанию North Hauler, Ltd., совместное предприятие с которой он создал в 1987 г. (изначально специализировалось на производстве карьерных самосвалов).


Дата публикации: 13.04.2008
Источник: www.starsenal.ru

Другие публикации