Конструктивные особенности бульдозеров

Отличительной особенностью ходовой системы бульдозеров фирмы «Dressta» является использование разъемного звена гусеничной цепи. Оно состоит из двух половин, скрепленных болтами. Это позволяет существенно сократить время на снятие и установку гусеничной цепи при ремонте.

Фирма «Dressta» на бульдозерах малых типоразмеров устанавливает двигатели Komatsu, а на больших - двигатели Cummins. Все двигатели имеют выхлоп, соответствующий нормам Евро-2.

Фирма «Caterpillar» на бульдозерах моделей D5, D6 и D8 и их модификациях установила двигатели с электрогидравлической системой подачи топлива. Учитывая, что до этого на моделях D9 была установлена такая же система подачи, а на моделях D7 - электронная подача топлива, теперь все машины типоразмерного ряда имеют двигатели с параметрами выхлопа, соответствующими нормам Евро-2. С начала этого года модификация М бульдозеров моделей D5 и D6 была заменена модификацией N, отличительными особенностями которой являются: повышение мощности установленного нового двигателя; применение автоматически переключаемой коробки перемены передач (КПП) в зависимости от уровня потребляемой мощности, что ведет к снижению удельного расхода топлива; установка новой кабины с улучшенным дизайном, обзорностью, с пониженным на 3 дБ (А) уровнем шума и сенсорными системами управления приводами хода и навесного оборудования; использование компьютерного контроля и диагностики состояния узлов машины нового поколения EMSIII с повышенным количеством контролируемых параметров; применение на модели D6N дифференциальной системы поворота.

У модели D8R появилась модификация LGP. На всех моделях типоразмерпого ряда бульдозеров может монтироваться сзади дополнительное рабочее оборудование: либо рыхлитель, либо тяговая лебедка с гидроприводом. Для моделей D5N и D6N с максимальным тяговым усилием - соответственно 23 и 31 т, для D8R - 50 т. Максимальная транспортная скорость заднего хода составляет у указанных моделей соответственно 11, 12 и 13,8 км/ч.

Фирма «Fiat-Kobelco» установила на бульдозерах своего типоразмерного ряда двигатели Cummins с выхлопом, соответствующим нормам Евро-2.

У модели D150 появилась модификация XLT (удлиненная гусеница с 8 опорными катками), а у D180 - модификации XLT и LGP (гусеницы с 8 опорными катками).

На моделях D150 и D180 установлены автоматически переключаемые КПП, в зависимости от загрузки двигателя. На D150 как основная, а на D180 по заказу используется дифференциальная система поворота.

Вместо прежнего бульдозера FD30C выпускается бульдозер марки D350 STD с 7 опорными катками ходовой тележки и автоматически переключаемой КПП. По заказу он может быть оснащен дифференциальным механизмом поворота.

Бульдозеры всех модификаций могут быть дополнительно оснащены рыхлителями: многозубыми с параллелограммной подвеской на D150 и D180 и одно- и многозубым с регулируемой параллелограммной подвеской на D350.

Максимальные значения транспортных скоростей заднего хода составляют 12, 12,7 и 12,7 соответственно у моделей D150, 180 и 350.

Фирма «Komatsu» произвела частичное обновление своего типоразмерного ряда. Взамен устаревших моделей D355A-3 и D275A-2 появилась D275A-5. Продается модель D61E-12 нижнего типоразмерного ряда бульдозеров строительного назначения.

В конструкциях этих машин заложены следующие решения: обеспечение выхлопа двигателей собственного производства нормам Евро-2, повышение производительности бульдозеров за счет создания комфортабельных условий рабочего места оператора и применения усовершенствованных систем управления. На упомянутых моделях дифференциальная система поворота не применяется, а используются традиционные бортовые фрикционы с тормозами.

В двигателях применяется топливный насос с электронной системой впрыска. Для охлаждения радиатора используется реверсивный вентилятор, имеющий привод от регулируемого гидромотора. Реверсивность вентилятора позволяет обеспечить хорошую работу двигателя в широком температурном диапазоне. Для снижения уровня шума и вибрации двигатель и трансмиссия крепятся к раме трактора с помощью резиновых амортизаторов.

В кабине с хорошим дизайном и обзорностью установлены воздушные фильтры и создано избыточное давление, что препятствует проникновению в нее пыли. Для уменьшения вибрационных нагрузок кабина крепится к раме посредством пружинно-гидравлических амортизаторов. Кресло также подрессорено и имеет возможность углового разворота на 15° для лучшего наблюдения за работой рыхлителя.

Гидравлическая система управления механизмами бульдозера D61E-12 осуществляется вручную тремя джойстиками: для управления перемещением трактора, отвалом и рыхлителем. На бульдозерах D275A-5 всех модификаций применяется система автоматического регулирования движением трактора PCCS. Бортовой компьютер отслеживает сигналы датчиков на машине и величину перемещения рычага джойстика и подает электрический управляющий сигнал для включения соответствующих передач КПП, бортовых фрикционов и тормозов. При возрастании нагрузки компьютер включает пониженную передачу КПП.

Ходовая система D275A-5 -это 7-катковая гусеница, у которой 3 пары катков объединены в каретки по К-образной схеме подрессоривания, аналогичной системе «Caterpillar». Такая подвеска эффективно снижает ударные и вибрационные нагрузки на машину при работе на прочных и скальных грунтах. Бульдозер оснащается рыхлителями, одностоечным или многостоечным, с регулируемой параллелограммной подвеской. По заказу на бульдозерном отвале могут быть установлены два гидрораскоса.

Бульдозер D61E-12 имеет 6-катковую гусеничную тележку с жесткой подвеской. На нем может быть установлен трехстоечный рыхлитель с параллелограммной подвеской.

Максимальная транспортная скорость заднего хода у бульдозеров D275A-5 и D61E-12 достигает соответственно 14,9 и 12,8 км/ч.

Фирма «Liebherr» сохранила свой типоразмерный ряд бульдозеров, за исключением модели PR751M, которая снята с производства. Она будет выпускаться только по заявкам из России. С 2003 г. Liebherr передала российской компании «АКР-Техно» техническую документацию на производство навесного оборудования на упомянутую модель бульдозера. Это оборудование будет изготавливаться на Краснокамском заводе Западно-Сибирского машиностроительного концерна и включает в себя отвал STJ и одностоечный рыхлитель. Бульдозер будет отправлен на рудник в конце этого года. В последующем будет изготавливаться вся гамма навесного оборудования, включающая в себя отвалы U и А, а также многостоечный рыхлитель. По документации Liebherr отвал и стойки рыхлителя будут изготавливаться из износостойской шведской стали Hardox 400, а ножи и коронки будут приобретаться у фирмы «SAAB». Несущие металлоконструкции для холодного климата будут изготавливаться из шведской хладостойкой стали Weldox 700.

В первый этап совместного проекта включено и изготовление навесного оборудования на бульдозере PR742B. Бульдозеры PR742B и 751М будут выпускаться под торговой маркой «AKR-Liebherr».

На втором этапе предусматривается изготовление элементов ходовой части, кабины и др.

ОАО «Промтрактор» частично обновило выпускаемый ряд бульдозеров. Снят с производства устаревший ТЗЗО, и появился новый бульдозер Т11.01 тягового класса 11 с пониженным удельным давлением на грунт (в 2 раза меньше, чему других моделей ряда).

Бульдозер Т11.01 выполнен по традиционной конструктивно подобной модульной схеме: двигатель Ярославского моторного завода; трансмиссия гидродинамическая с планетарной КПП, переключаемой на ходу; ходовое оборудование машины включает в себя 7-катковую гусеничную тележку с жесткой подвеской катков и уширенные башмаки (910 мм).

Подвеска отвала включает в себя диагональный гидрораскос, соединяющий отвал с рамой трактора и обеспечивающий при этом максимальное приближение отвала к капоту трактора. На машине используется рыхлитель с параллелограммной подвеской.

Максимальная транспортная скорость заднего хода достигает 14,3 км/ч.

ООО «ЧТЗ-Уралтрак» с середины 2002 г. перешло на выпуск нового семейства модернизированных бульдозеров модели Б10 тягового класса 10, взамен прежних моделей Б140, Б170 и пр. этого же класса, и Б15 - тягового класса 15. Это конструктивно подобные машины. На них используются двигатели собственного изготовления и гидродинамическая трансмиссия с планетарной 3-скоростной КПП. По заказу может быть установлена 8-скоростная механическая КПП.

Рамы гусеничных тележек подвешиваются спереди к раме трактора посредством балансирной балки с микроподрессориванием вместо рессор, что было у прежних моделей.

На базовой модели Б10 используется удлиненная гусеничная тележка с 6 опорными катками вместо 5 прежних. На болотоходной модификации Б10Б-7 катковая гусеничная тележка и уширенные башмаки - 920 мм. Бульдозер Б15 имеет одну стандартную модификацию с 7-катковой гусеничной тележкой. Подвеска опорных катков у этих бульдозеров жесткая. В стандартном исполнении базовые трактора оснащаются бульдозерными отвалами и однозубым или многозубым рыхлителями с параллелограммной подвеской.

Для проведения буксировочных, трелевочных и монтажных работ упомянутые бульдозеры могут оснащаться вместо рыхлителей лебедками с гидроприводом с тяговым усилием от 16 до 25 т.

С 2003 г. начат серийный выпуск бульдозера ДЭТ-320Б1Р2, призванного заменить устаревшие модели на тракторах ДЭТ-250 и 350. На новом тракторе установлен двигатель ЯМЗ, который удовлетворяет по выхлопу нормам Евро-2. Полностью изменен дизайн машины, соответствующий требованиям современной эстетики. Установлена новая кабина, позволяющая улучшить комфорт и эргономику рабочего места оператора, имеющая защиту ROPS-FOPS. Изменилась подвеска рыхлителя, она стала регулируемой параллелограммной.

Остальные части машины сохранили свою преемственность от прежних моделей. Наибольшее значение транспортной скорости заднего хода составляет 15,2 км/ч.

Завод продолжает вести работы по созданию бульдозеров с гидростатической трансмиссией хода. После проведения испытаний опытного образца Т2000 была выпущена опытная партия бульдозеров под маркой Т10.0400 тягового класса 10, унифицированных с Б10. В них используется гидротрансмиссия завода «Салаватгидромаш», состоящая из 3 регулируемых гидронасосов, два из которых в рабочих режимах автономно запитывают два гидромотора привода гусениц, а третий гидронасос обеспечивает работу навесного оборудования: отвала и рыхлителя. На транспортном режиме блокируется управление рабочими органами и 3-й гидронасос подключается к первым двум и тем самым обеспечивает максимальную скорость передвижения - 9,6 км/ч вперед и назад.

ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» одним из первых начало работы по созданию отечественных бульдозеров с гидростатической трансмиссией хода. В настоящее время выпущены две модели этих машин, ТС-10 и ДЗ-240С, соответственно тяговых классов 8 и 10, оснащенных однозубым рыхлителем с параллелограммнои подвеской. На машинах используются двигатели ЯМЗ. Гидростатическая трансмиссия представляет собой независимый привод, состоящий из отдельного регулируемого гидронасоса и гидромотора на каждый борт ходовой части и независимой гидросистемы навесного оборудования. В указанных гидросистемах могут использоваться гидромашины и системы управления производства либо Салаватгидромаш, либо Rexroth. Максимальная скорость транспортных перемещений достигает 9,5 км/ч вперед и назад.

Бульдозеры упомянутых фирм-производителей тягового класса не менее 10 по заказу могут изготавливаться для работы в холодной климатической зоне. Машины дополнительно оснащаются арктическим пакетом (у каждой фирмы свой набор) средств утепления, обогрева и разогрева, которые облегчают быстрый запуск двигателя и гидронасосов после длительной стоянки неработающей машины.

Дата публикации: 07.04.2008
Источник: www.raise.ru

Другие публикации