Башенные краны: перспективы радуют

Новый документ

В Украине в течение довольно долгого времени появляются высотные сооружения. Каждый год проектировщики подают на согласование проекты зданий, высота которых стремительно увеличивается в сравнении с предыдущими десятилетиями. Как известно, основой строительства является башенный кран. Он выполняет одну из основных ролей на строительной площадке, поскольку все операции с грузами на высоте проводятся только с помощью башенного крана. Для некоторых операций альтернативы этому подъемному оборудованию не существует. Именно поэтому к башенным кранам предъявляются крайне высокие требования по прочности, надежности и удобству эксплуатации. Застройщики уже давно пришли к выводу, что башенный кран – это серьезное капитальное вложение и многие средние и небольшие предприятия не могут позволить себе неправильный выбор, поскольку от этого зависит их репутация и судьба реализованных ими проектов. А так как строительный рынок в Украине развивается большими темпами, спрос на башенные краны остается стабильным.

Ситуация на рынке

Практически все специалисты в один голос заявляют, что ситуация на рынке крайне плачевная. В течение долгого времени для строительства зданий используется старое оборудование, которое срочно надо менять. По статистике, из более чем 5 тыс. используемых в Украине башенных кранов около 90 % уже отработали свой срок службы. А в Киевской области этот показатель приближается к 100 %. Но самый большой парадокс состоит в том, что большая часть этой техники принадлежит не строителям, а компаниям, сдающим эти краны в аренду.

«На сегодняшний день в Украине зарегистрировано 5,036 тыс. башенных кранов. Из них у 4,5 тыс. истек срок эксплуатации, то есть это краны, которые уже необходимо поменять на более новые, качественные и прогрессивные модели», – говорит Александр Байн, главный конструктор ООО «ПТС Оболонь». По его словам, используемая сегодня старая техника была сделана еще далеко до развала Советского Союза. Ее производили старые краностроительные заводы России, Украины, которые когда-то работали в Ржевске, Днепропетровске, Никополе и других городах.

«Эксплуатируемая сегодня техника – это вчерашний день. Это все равно, что увидеть на дорогах машину «Победа». Примерно на таком уровне сейчас находится башенное краностроение в Украине. Я честно не знаю, кто мог бы заниматься этим вопросом в Украине, поскольку достаточно сложно сделать такую машину. Для этого необходимо вложить много средств в проект, в оборудование и так далее. Это очень сложный вопрос», – подчеркивает Александр Байн.

Поэтому, как отмечают специалисты, на данный момент очень большое значение имеет вопрос поддержания этих кранов в работоспособном состоянии при обеспечении их безопасной эксплуатации с желаемой или возможной производительностью. В конструкции кранов заложены некоторые запасы и резервы, которые можно и нужно использовать, применив современные методики расчетов и нормативные требования для восстановления, расширения и создания новых эксплуатационных возможностей. Таким образом возможно продлить их срок службы до момента, когда на стройплощадки начнут поступать новые краны.

Спрос и предложение

Украинский рынок недвижимости стремительно развивается. С каждым годом сооружается все больше домов. А если рассматривать киевский рынок недвижимости или же строительство в городах-миллионниках, то вполне понятно, насколько сегодня востребованы башенные краны. По словам экспертов, ежегодный рост спроса на краны составляет около 100 %.

Структура рынка по предложению состоит в основном из б/у техники старше 10 лет. Купить новую машину достаточно сложно, поэтому строители приобретают в основном зарубежную б/у технику. «При желании купить кран с конкретными параметрами необходимо будет выждать от трех до шести месяцев. Рынок характеризуется как рынок продавца, где, по сути дела, торгуют тем, что есть в распоряжении представителей. Если речь зайдет о расширении комплектации или запасных частях, клиента опять таки поставят перед фактом томительного ожидания», – утверждает Тарас Рубаняк.

По словам Тараса Рубаняка, механизм работы может идти по двум направлениям: в первом случае клиенту предложат модель с конкретной комплектацией, которая есть в распоряжении на данный момент, во втором случае у клиента возьмут запрос на желаемую модель, а потом ищут ее по базам производителя и сообщают срок, который придется выждать до его получения.

Технические характеристики

Исходя из мирового и отечественного опыта производства и эксплуатации строительных башенных кранов, для удовлетворения разнообразных потребностей строительной индустрии необходимы краны с различными техническими параметрами и характеристиками при максимально возможном уровне унификации базовых узлов, механизмов и систем. В каждом конкретном случае потребителям необходимо предоставлять возможность выбора необходимых параметров и конфигураций крана с учетом оптимизации затрат на приобретение, монтаж и эксплуатацию, которые зависят от различных обстоятельств (проект сооружения, применяемая технология строительства, планируемое время строительно-монтажных работ и т. д.).

По такому принципу работают краностроительные компании. Они выпускают много типов кранов, которые включают большое количество моделей и исполнений, технические характеристики и параметры которых удовлетворяют любые запросы потребителей. Все зависит от потребности и возможностей заказчика.

Из многочисленных параметров, которые определяют качество крана, важнейшими являются грузоподъемность, скорость подъема груза, монтажа и демонтажа.

Башенные краны бывают таких типов:

– передвижные по рельсовым путям;

– стационарные (приставные);

– самоподъемные (монтируемые на каркасной конструкции здания).

Их выпускают с поворотной и неповоротной башней, с подъемной стрелой и горизонтальной балочной стрелой. Наряду с башенными кранами в строительстве используют краны-погрузчики, стационарные монтажные и мобильные самомонтирующиеся краны, которые перевозят с объекта на объект в собранном виде на подкатной тележке одним автомобилем.

Например, работа импортных кранов разрешена, как правило, до -25°С. Для отечественных кранов в обычном исполнении допуск составляет до -40°С, у КБ-578 и до -60°С. Однако с появлением ускоренных технологий строительства и сокращения цикла работ в зимний период эти требования уже не являются приоритетными или актуальными. «Недостаток ощущается в кранах для высотного строительства свыше 16 этажей. Вылет стрелы в среднем 50–55 м, грузоподъемность – 6–8 т», – говорит Тарас Рубаняк.

Выбирая башенный кран для покупки, заказчик в первую очередь анализирует, какой же кран ему выгоднее приобрести: отечественный или зарубежный. При этом необходимо взвесить все «за» и «против». Отличия кранов зарубежных производителей от тех, которые в ближайшем будущем появятся на украинском рынке, объясняют специалисты ООО «ПТС Оболонь». Главное, на что необходимо обратить внимание, – это металлоемкость и комплектация. Однако есть и другие немаловажные факторы:

1. Цена. «Если сравнивать наш кран и зарубежный, то стоимость зарубежного крана Potain колеблется в районе 500–600 тыс. евро в зависимости от комплектации. Первое, что мы должны предложить, – цену, которая будет ниже, чем цена импортного крана. Комплектация у нас такая же, как и у Liebherr, Potain, только мы считаем, что наш кран будет значительно дешевле, плюс выгодные условия продажи», – подчеркивает Тарас Рубаняк.

2. Условия продажи. Если кран украинский, то действует кредитная схема, более доступная украинскому застройщику (об этом ниже).

3. Срок поставки импортного крана составляет 6 месяцев. Это сильно отображается на его цене при покупке в кредит. А если учитывать и транспортировку, то стоимость крана существенно увеличивается.

Аренда или покупка?

Большинству киевских строителей покупка высотных кранов не по карману, многие из них арендуют эту технику. Основным арендодателем в данном сегменте является входящее в холдинг «Киевгорстрой» ДП «Управление башенных кранов» ОАО «Строймеханизация», ранее контролировавшее около 90 % столичного рынка. Но в последнее время на рынке ощущается существенный дефицит кранов высотой более 120 м, которые используются для возведения 20-ти и больше этажей. По словам специалистов, их аренда расписана чуть ли не на несколько лет вперед. Эксперты прогнозируют, что продажи этого вида техники вырастут по сравнению с прошлым годом как минимум вдвое. Участники рынка говорят, что исходя из спроса, эти показатели могли бы быть более впечатляющими, поскольку и повальный выход поставщиков в сегмент аренды, и взрывной рост продаж сдерживает дороговизна этой техники. «С одной стороны, стоимость крана отбивается за три года, то есть три года аренды – почти то же самое, что и купить новый кран. Но здесь есть один нюанс. Импортный кран ни одна организация не может позволить себе купить в кредит. К примеру, если стоимость крана составляет 500 тыс. евро, необходимо оставить в залог 1 млн. евро. Немногие компании, которые занимаются строительным бизнесом, могут себе позволить такой залог. Возможно, поэтому и говорят, что взять кран в лизинг выгоднее, чем купить, поскольку таких залогов нет», – объясняет Тарас Рубаняк.

Важно учитывать и сроки эксплуатации машин. «Срок эксплуатации всех кранов составляет 10 лет, после этого необходимо специальное разрешение. Если состояние крана еще нормальное, то ему продлят срок службы», – отмечает Александр Байн.

Специалисты утверждают, что фактически сегодня рынок башенных кранов в Украине представлен европейским «секонд-хендом». При этом установлен рынок продавца, где импортеры диктуют свои условия игры, которые не всегда приемлемы для потребителей. А именно:

– затяжные термины поставки крана при условии 100 % предоплаты от 6 месяцев;

– затяжные термины поставки запасных частей;

– отсутствие при заказе крана на территории Украины, что делает невозможным взять кредит;

– необходимо оплачивать доставку из Европы, которая составляет от 20 тыс. евро.

Проблемы

Специалисты выделяют две проблемы, которые негативно влияют на развитие производства башенных кранов:

1) в проект необходимо вкладывать колоссальные деньги, но никто не изъявляет такого желания;

2) спроектировать такой кран, к сожалению, наши проектные бюро не могут.

«Когда мы начали заниматься этим краном, поняли, что ни один украинский проектный институт такой кран не сделает. А если и сделает, то это займет около 5–6 лет. Поэтому мы и решили купить документацию. Также необходимо вложить средства в создание первой модели, а потом уже – в создание производства. Поэтому этим никто не хочет заниматься: с одной стороны, надо вложить деньги, а с другой – организовать сам процесс производства», – рассказывает Тарас Рубаняк. По его словам, такая документация стоит около 2,5 млн. евро – и это только документация. Себестоимость крана составляет не менее 300 тыс. евро при базовой комплектации.

Выделяют еще несколько не менее важных моментов, которые необходимо учитывать. В частности, при использовании зарубежной техники обеспечение запасными частями иногда требует нескольких месяцев. К тому же, некоторые краны поставляются в исполнении металлоконструкций для работы в климатических условиях от -20°С до +20°С, что противоречит украинским нормам. «Ценовая политика оставляет желать лучшего. Клиенту предлагают изначально ориентировочную цену в базовой комплектации. К сожалению, некоторые импортеры не включают в базовую комплектацию крайне необходимые вещи, например, такие, как монтажная секция. Поэтому в итоге клиент может получить цену, которая будет значительно отличаться от первоначально услышанной рекламной цены», – подытожил Тарас Рубаняк.

Перспективы развития

Перспективы развития производства башенных кранов весьма радужные. Рынок недвижимости развивается, а вместе с ним увеличивается и потребность в башенных кранах. Однако то, что на рынке появился производитель, который может конкурировать по комплектации и техническими характеристиками и не уступает лидерам рынка в своем сегменте, определенно будет способствовать омоложению парка башенных кранов в Украине. «Производство кранов в Украине открывает возможности кредитных программ «кран в рассрочку» для строительных компаний. Этим также решаются проблемы с обеспечением запасных частей, которые теперь есть в наличии у производителя. Думаю, что возраст импорта, ввозимого в Украину, благодаря внутреннему конкуренту будет снижаться. Ведь кому интересно покупать импортный кран, который по комплектации морально устарел, тем более, что при этом комплектация украинского крана будет на порядок выше», – говорит Тарас Рубаняк.

Как прогнозируют эксперты, снизится объем импорта низкого качества. При удачном развитии собственного производства государство обязано будет вводить непопулярные для импортеров меры в защиту национального производителя. В целом, на рынке это будет способствовать усилению конкурентной борьбы за качество, что только на руку потребителю.

Дата публикации: 07.03.2008
Источник: www.biztema.com.ua

Другие публикации