Башенные краны: проблемы и перспективы

Основным средством механизации в гражданском и жилищном строительстве являются строительные башенные краны на долю которых приходится до 98% всех подъемно-транспортных работ при монтаже строительных элементов.

Повышенный интерес вызывают краны с увеличенной высотой подъема таких типов: передвижные приставные и приставные стационарные. Вызвано это многими причинами, в частности, необходимостью более экономно использовать земельные участки под застройку, особенно в исторической части города, вследствие чего растет этажность. Применяются новые архитектурно-планировочные решения зданий и сооружений, конфигурация и размеры объектов в плане и по высоте, применяются новые технологии в строительстве и пр.

Существенно возрастает значение параметров и характеристик кранов, непосредственно определяющих производительность и эффективность их использования. Повышаются и оптимизируются скорости рабочих операций, сокращаются сроки монтажа, обеспечивается быстрый демонтаж после окончания строительства. Увеличивается мобильность кранов, уменьшаются площади, необходимые для монтажа, уменьшаются эксплуатационные затраты. Применение современных бортовых информационно-защитных систем улучшает условия работы крановщиков, повышает безопасность эксплуатации.

Мировой и отечественный опыт производства и эксплуатации строительных башенных кранов для удовлетворения разнообразных потребностей строительной индустрии доказывает, что необходимы краны с различными техническими параметрами и характеристиками при максимально возможном уровне унификации базовых узлов, механизмов и систем. В каждом конкретном случае потребителям необходимо предоставлять возможность выбора необходимых параметров и конфигураций крана с учетом оптимизации затрат на приобретение, монтаж и эксплуатацию, которые зависят от различных обстоятельств (проект сооружения, применяемая технология строительства, планируемое время строительно-монтажных работ и т.д.)

По такому принципу работают ведущие краностроительные фирмы. Они выпускают много типов кранов, включающих большое количество моделей и исполнений, технические характеристики и параметры которых удовлетворяют любые запросы потребителей. Все зависит от потребности и возможностей заказчика.

Западные фирмы производят и такие типы кранов, о которых в Украине уже стали забывать или не знали вовсе, — самоподъемные краны и мобильные быстромонтируемые на специальном шасси автомобильного типа.

Какими кранами располагают строительные организации сегодня?

В эксплуатации находятся строительные башенные краны выпуска прошлых лет всех типов и моделей, которые производились заводами Минстройдормаша и других министерств; небольшое количество кранов западных производителей и краны, выпускаемые сегодня в России. В Украине производство строительных башенных кранов в настоящее время выглядит следующим образом: Зуевский энергомеханический завод начал освоение производства стационарных приставных кранов для высотного строительства по проекту "Укркранэнерго" (г. Харьков), а краностроительный завод в г. Никополе планирует возобновить производство башенного крана КБ-676А.

Рассмотрим, какими характеристиками и параметрами обладают эти краны и как они выглядят по техническому уровню в сравнении с западными. Для сравнения взяты краны КБ-473, КБ-474, КБ-573, КБП-160, КБ-676А и кран фирмы Liebherr, модель І54ЕС-Н6.

Для объективности и удобства сравнения условно приняты исполнения кранов с близкими по значению параметрами — по высоте подъема и максимальному вылету. Для кранов передвижных приставных высота подъема 120…125 м, максимальный вылет 50…70 м. Для приставных стационарных кранов высота подъема 120…162,4 м, максимальный вылет 40…50,5 м. Максимальная грузоподъемность этих кранов находится в пределах от 6 до 12,5 т, максимальный грузовой момент от 120 до 320 тм. Несмотря на довольно широкий диапазон параметров для этих кранов, относящихся к одному типу, показатели технического уровня, по которым будет произведено сравнение, должны быть близкими по значению.

Сравнение производилось по методике оценки технического уровня и качества машин и оборудования с применением таких показателей, как удельная материалоемкость и удельная энергоемкость. Удельная материалоемкость — это отношение конструктивной массы к грузовому моменту и высоте подъема, а удельная энергоемкость — отношение установленной мощности к грузовому моменту, высоте подъема и скорости подъема груза максимальной массы. Сравнивая эти показатели для различных кранов одного типа, можно получить представление о том, насколько эффективно в конкретном изделии используется его вес и мощность установленного электрооборудования, конечно же, по сравнению с изделием этого типа.

В случае сравнения указанных показателей для выбранных кранов получается следующая картина. За эталон принимается кран І54ЕС-Н6. Удельная материалоемкость исследуемых кранов находится в пределах от 3,4 до 7,9 кг/тм.м. Удельная энергоемкость в пределах от 0,086 до 0,247 Вт/тм. x м. мин —1 . У крана 154ЕС-Н6 эти показатели составляют соответственно — 3,9 и 0,084. Сравнение показывает, что некоторые краны имеют повышенные значения удельных показателей, а именно — имеют лишний вес и недостаточно эффективный привод, что однозначно указывает на необходимость доработок этих кранов.

С показателями эталонного крана сопоставимыми оказались только показатели крана КБ-676А, несмотря на то, что кран спроектирован в шестидесятых годах прошлого столетия. Но, конечно, и он требует пристального конструкторского внимания в случае возобновления производства. Эти показатели для кранов с поворотной башней и балочной стрелой и грузовыми моментами от 160 до 250 тм находятся в пределах 7,3 удельной материалоемкости и 0,35 удельной энергоемкости, что говорит об их относительно более высокой материало- и энергоемкости по сравнению с кранами, у которых неповоротная башня, и объясняется наличием механизма изменения угла наклона стрелы и относительно небольшой высотой подъема груза (около 60 м при поднятой стреле).

Анализ говорит о том, что для приведения кранов в соответствие с лучшими мировыми образцами необходимо проводить работу в направлении снижения конструктивной массы и установленной мощности или увеличивать грузовысотные параметры и скорости подъема грузов максимальной массы.

В общем случае параметры строительных башенных кранов определяются потребностями строительства, и было бы неправильно давать какие-либо обобщенные рекомендации и советы. Правильней назначать граничные технические параметры и впоследствии обеспечить возможность дискретного их изменения в зависимости от требуемых по условиям использования, применив так называемый модульный принцип создания изделий.

Дата публикации: 05.03.2008
Источник: www.kran.olivin.su

Другие публикации